Найден материал будущего

Графен - материал будущегоНе прошло и десятилетия с тех пор как Андрей Гейм – профессор физики университета Манчестера с русским происхождением, совместно со своим коллегой Константином Новоселовым открыли революционный материал графен. Графен, который по сути представляет собой одноатомный слой углерода, является первым в истории науки двухмерным веществом. За открытие данного материала ученые получили Нобелевскую премию по физике 2010 года.

Первооткрыватели описывают графен как самый тонкий материал, который только может быть создан в природе. Толщина этого вещества составляет всего один атом. Благодаря такой толщине крошечным кусочком данного материала можно покрыть огромную площадь, например, футбольное поле. Кроме того, данный материал не может расслаиваться, а значит, он является еще и самым прочным из веществ. Конечно, разделить атомы на элементарные частицы можно, однако, материал толщиною меньше одного атома получить невозможно, иначе это уже не будет материалом по своей сущности. Таким образом, графен является более прочным веществом, чем даже алмаз.

Новое вещество обладает еще и невероятной теплопроводностью, электричество проходит через него в тысячу раз лучше, чем, например, через медь. И этот список можно продолжать и продолжать. И, что интересно, несмотря на экстраординарно маленькую толщину вещества, его можно увидеть даже невооруженным глазом.

Материал будущего был открыт учеными весьма оригинальным способом. Гейм и Новоселов работали над получением наиболее тонкого слоя графита при помощи различного лабораторного оборудования. По истечении многих месяцев напряженной работы ученым удалось добиться уменьшения толщины материала менее чем до 10000 слоев. И тут пришла удача. Для очистки лабораторных поверхностей от следов графита коллеги постоянно пользовались скотчем, который после использования выбрасывался в мусорное ведро. В какой-то момент ученым пришло в голову посмотреть на остатки графита, и скотч был извлечен из мусорной корзины и отправлен под микроскоп. Таким образом и были впервые обнаружены частицы графена – прозрачного графита.

До того, как данный материал был найден, пожалуй, вряд ли бы нашелся ученый, допускающий возможность существования материала толщиной в один атом, ведь нас со всех сторон окружает трехмерный мир. Открытие графена произвело настоящую революцию в науке и в умах ученых.

Графен обладает широким диапазоном необычных свойств, а потому области его применения могут быть совершенно различными. Благодаря своей прочности, данный материал может быть использован, например, для того чтобы усилить пластмассу или для придания ей проводящих свойств. Графен также может быть использован при изготовлении дисплеев для мобильных телефонов, сенсорных и телевизионных экранов. Графен может стать превосходной заменой кремнию, что позволит сделать инетгральные схемы гораздо более плотными. Примеры можно продолжать чуть ли не до бесконечности.

Сегодня сложно предсказать будущее графена. Обычно требуется примерно около сорока лет, чтобы вновь открытых или изобретенный материал вышел из лабораторий и попал в массовое производство. Однако с момента открытия графена не успело пройти еще и десятка лет, как он уже переместился в промышленные лаборатории, а крупные корпорации тратят огромные деньги на изучение его свойств. Так что графен можно назвать еще и самым стремительно развивающимся материалом. А это означает, что возможно в самом ближайшем времени графен войдет в нашу повседневную жизнь и станет также широко использоваться как, например, пластмасса.

Отзывы и комментарии